4 марта 2011 г.

"Контроль": плюшевый медведь и подземные жители


Молодой Маяковский завидовал Андрею Белому, как это у него получается писать «о своем» так легко и весело. Дебютанту Нимроду Анталу  удалось сделать «личный», авторский фильм очень динамичным, сочным и анархистским в самом замечательном смысле этого понятия.
«Контроль» - это коктейль из черной, даже брутальной комедии, психологического триллера и  социальной сатиры, и все это варево густо приправлено сюрреализмом по-венгерски. Причем снимает Антал так, как будто за его спиной нет и не было 100-летней истории кино: то есть беззастенчиво использует клише, которые на диво срабатывают как в первый раз.

Сюжет, навскидку, очень прост и является вольной переработкой рассказала Хулио Кортасара «Записки из блокнота» -  фантастической притче о сообществе людей, которые живут в метро. 

Молодой житель Будапешта по имени Бульчи после пережитой личной драмы не выходит на поверхность. Ночью он спит на платформах, а днем работает в бригаде контролеров, проверяющих проездные билеты. Контролеры такие же оболтусы и неудачники, как он сам. Например, один из его напарников – нарколептик, который может запросто заснуть во время очередной ссоры с безбилетником. Контролеры унижают пассажиров и сами терпят унижения, дерутся с другими бригадами контролеров и футбольными фанатами, устраивают забеги по тоннелям метро наперегонки с поездом и т.д.

Разумеется, должен быть некий толчок извне, который заставит Бульчи справиться со своим «черным человеком».  (Между делом нам предлагается разгадать загадку таинственного убийцы, который сбрасывает пассажиров под поезда.) Таким толчком для Бульчи станет явление ангела в образе девушки-промоутера, наряженной в костюм медведя.

За народный, площадной юмор (развязка «Контроля» и вовсе происходит на фоне карнавала – Metro party) здесь отвечают сценки стычек с пассажирами. На поверку, все они точно такие же неудачники и «бывшие интеллигентные люди» как и те, кто проверяет их билеты. Метро здесь – это мир, предназначенный для тех, кто потерял себя в другой жизни, некое загробное место. Не зря образы руководства компании-перевозчика предельно демонизированы, а наиболее ловкие из контролеров, как Бульчи или его оппонент, затянуты в демоническую черную кожу.

Бульчи – очевидное альтер-эго самого режиссера. Нимрод Антал, когда ему исполняется 18 лет, уезжает из родного Лос-Анжелеса на «историческую родину», чтобы учиться снимать кино. Он возвращается в Голливуд триумфатором («Контроль» стал первым венгерским фильмом за 20 лет, который отобрала для показа Каннская комиссия). Но то, что он снимает в Америке – например, римейк «Хищника» Джона Мактирнена, добротное жанровое кино, не более. Каковое и полагается снимать «на поверхности».

А все, чем так ценен «Контроль», Антал оставил в своем внутреннем метро. Готов поспорить на что угодно, что со временем режиссер сделает в Америке римейк «Контроля» - рано или поздно это должно произойти.

Пари?

Комментариев нет:

Отправить комментарий