8 мая 2011 г.

Творцы нам здесь и нах*** не нужны (с)

Хичкок называл плохое кино «движущимися картинками». Экранизация романа Пелевина как раз и представляет собой движущиеся картинки, которые было бы неплохо укомплектовать аудио-книгой – чтобы понять, что именно происходит на экране.

К сожалению, зрители, которые не читали роман, увидели просто еще один фильм о девяностых, как, например, «Чужая» или «ПираМММида». Некоторые «кинокритики» не поняли вообще ничего – один такой деятель и вовсе пишет в своей газете о псевдорелигиозной терминологии и наркоманских глюках. Как известно, каждый понимает искусство в меру своей распущенности и образования. О книгах Пелевина, и о «Generation Пи» в частности, написаны гигабайты текстов, и повторяться нет нужды – Google в помощь. Важно другое: Пелевин один из немногих писателей в современной России, очень остро чувствующих время и дающих настолько точные и одновременно парадоксальные оценки происходящему, что его романы напоминают некий литературный вариант «викиликса» по-русски. 

Сенсационность пелевинских книг сделала писателю прекрасную рекламу. Поневоле вспоминается Умберто Эко с «Маятником Фуко», которому пришлось замаскировать остроумнейший памфлет под плохой детектив – а иначе кто бы стал читать эту книгу. Грубо говоря, о чем «Generation Пи»? О манипулировании общественным сознанием посредством телевизора, о том, как в России создавалось общество потребления и о поколении, которые сделали сознательный выбор в пользу служения дьяволу. Чтобы понять все очарование «Generation Пи», достаточно какое-то время не смотреть телевизор, а потом сделать небольшие наблюдения над окружающими.

Но роман в жанре «сейчас всё объясню» невероятно сложно перенести на экран, чтобы сохранить ядовитый заряд пелевинской сатиры. Единственное остроумное решение авторов – визуальное решение откровений духа Че Чевары о вау-импульсах. Но эта ключевая для книги «телега» в фильме проговаривается скороговоркой, как и полагается в рекламном ролике, где каждую минута цениться на вес золота. В итоге даже в самом остроумно решенном эпизоде фильма режиссер попал в ловушку, расставленную писателем. Что говорить о фильме целиком – да, он красивый, стильный, но он иллюстративный, причем иллюстрирует наиболее поверхностные и сенсационные пласты романа.  Ведь сам фильм, выражаясь языком его героев, снимается для «ботвы», которая и делает основную кассу в кинотеатрах.

С другой стороны, «Generation Пи» снимался с огромной любовью и уважением к творчеству Пелевина, о чем говорит хотя бы прекрасный кастинг.  В итоге получился профессионально сработанный фан-фик ценой 7 млн. дол. – что, с учетом текущей ситуации в российском кино, в общем, нормально: вон Михалков снял слэшер за 55 млн., и ничего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий