Хичкок называл плохое кино «движущимися картинками». Экранизация
романа Пелевина как раз и представляет собой движущиеся картинки, которые было
бы неплохо укомплектовать аудио-книгой – чтобы понять, что именно происходит на
экране.
К сожалению, зрители, которые не читали роман, увидели
просто еще один фильм о девяностых, как, например, «Чужая» или «ПираМММида».
Некоторые «кинокритики» не поняли вообще ничего – один такой деятель и вовсе
пишет в своей газете о псевдорелигиозной терминологии и наркоманских глюках.
Как известно, каждый понимает искусство в меру своей распущенности и
образования. О книгах Пелевина, и о «Generation Пи» в частности, написаны
гигабайты текстов, и повторяться нет нужды – Google в помощь. Важно другое:
Пелевин один из немногих писателей в современной России, очень остро чувствующих
время и дающих настолько точные и одновременно парадоксальные оценки
происходящему, что его романы напоминают некий литературный вариант «викиликса»
по-русски.
Сенсационность пелевинских книг сделала писателю прекрасную
рекламу. Поневоле вспоминается Умберто Эко с «Маятником Фуко», которому
пришлось замаскировать остроумнейший памфлет под плохой детектив – а иначе кто
бы стал читать эту книгу. Грубо говоря, о чем «Generation Пи»? О
манипулировании общественным сознанием посредством телевизора, о том, как в
России создавалось общество потребления и о поколении, которые сделали
сознательный выбор в пользу служения дьяволу. Чтобы понять все очарование
«Generation Пи», достаточно какое-то время не смотреть телевизор, а потом
сделать небольшие наблюдения над окружающими.
Но роман в жанре «сейчас всё объясню» невероятно сложно
перенести на экран, чтобы сохранить ядовитый заряд пелевинской сатиры.
Единственное остроумное решение авторов – визуальное решение откровений духа Че
Чевары о вау-импульсах. Но эта ключевая для книги «телега» в фильме
проговаривается скороговоркой, как и полагается в рекламном ролике, где каждую
минута цениться на вес золота. В итоге даже в самом остроумно решенном эпизоде
фильма режиссер попал в ловушку, расставленную писателем. Что говорить о фильме
целиком – да, он красивый, стильный, но он иллюстративный, причем иллюстрирует
наиболее поверхностные и сенсационные пласты романа. Ведь сам фильм, выражаясь языком его героев,
снимается для «ботвы», которая и делает основную кассу в кинотеатрах.
С другой стороны, «Generation Пи» снимался с огромной
любовью и уважением к творчеству Пелевина, о чем говорит хотя бы прекрасный
кастинг. В итоге получился
профессионально сработанный фан-фик ценой 7 млн. дол. – что, с учетом текущей
ситуации в российском кино, в общем, нормально: вон Михалков снял слэшер за 55
млн., и ничего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий