Вечному мальчику
Тарантино сегодня, оказывается, 50. Конечно же, непросто в полувековом возрасте по-прежнему пребывать в таком же творческом тонусе, как в
30, создавая голодные, злые и новаторские фильмы. «Джанго» показал нового
Тарантино-режиссера, как бы повзрослевшего, по-доброму размякшего, сделавшего
вид, что он поверил в торжество справедливости и любви.
Легкости и
открытий, от которых у благодарного зрителя начинается сердцебиение, в новом
фильме от Тарантино никто и не ждал. Можно сказать, все причастные к культу вздохнули
с облегчением, что у этого некогда бунтаря и новатора наконец-то получилось крепко
скроенное кино, а не очередной кино-капустник наподобие «Грайндхауса» или «Убить
Билла».
Но не любить
Тарантино нельзя, а когда любишь, вопрос «за что?» не стоит. Разумеется, все мы понимаем, что это
новаторский режиссер и драматург, который превратил кино в фетиш, а киноманию – в творческий метод, создал собственную
традицию гангстерского кино и придумал в американском кинематографе моду на
семидесятые. (Смею думать, что без недооцененной «Джеки Браун» не было бы
никакого «Драйва» Николаса Рёфна.)
А вот почему
фильмы Тарантино так любят на постсоветском пространстве, вопрос куда более
интересный, нежели откуда режиссер позаимствовал те или иные сцены «Криминального
чтива».
Я давно заметил,
что отечественные зрители старшего поколения испытывают от его фильмов, как
минимум, чувство брезгливости. А вот самые
преданные зрители – плюс-минус 30-40
летние, чье взросление пришлось на перестройку, распад СССР и прочие ужасы «переходного
периода из ниоткуда в никуда». Возникновение буквально на глазах новой морали способствовало
формированию крайне циничного восприятия действительности. Это новое восприятие
жизни, которое выработалось в качестве противоядия против окружающей жестокости,
попало в удивительный резонанс с дебютными фильмами Тарантино. Циничный, даже
абсурдный юмор «Криминального чтива» и «Бешеных псов» находил живейших отклик, потому
что такие вот Винсенты Вега и мистеры Розовые обитали просто по соседству, а
безумства исполняли покруче экранных.
В свою очередь, жизнь
стала настолько интересной и непредсказуемой, что разве что тарантиновская
драматургия, полная изобретательных сюжетных ходов, могла бы соперничать по
своей абсурдности с нашей жизнью первой половины девяностых.
Ну, а какое
воздействие оказал Тарантино на неокрепшие умы творцов нового русского кинематографа,
можно легко убедиться, включив телевизор. Вопрос только в том, как выйти из
этого состояния тарантиии российским кинематографистам и удастся ли выйти вообще.
И хотя все мы не
забудем этого Тарантино и не простим, грех не поздравить его сегодня и не
пожелать ему творческих удач.
Комментариев нет:
Отправить комментарий