8 сентября 2011 г.

Алексей Саморядов и Петр Луцик: несостоявшийся миф (начало)

На вручении премии "Ника", 1994. (Фото Александра Тягны-Рядно.)
На данный момент фильм режиссера Михаила Аветикова «Савой» (1990) – единственная  картина конца восьмидесятых – первой половины девяностых, поставленная по сценарию выдающихся кинодраматургов Алексея Саморядова и Петра Луцика, которая удостоилась в новейшее время реставрации и переиздания на DVD. Остальные постановки – «Гражданин убегающий» (1988, реж. Елена Цыплакова), «Гонгофер» (1992, реж. Бахыт  Килибаев), «Дюба-Дюба» (1992, реж. Александр Хван), «Дети чугунных богов» (1993, реж. Томаш Тот) и «Лимита» (1994, реж. Денис Евстигнеев), доступны только в копиях, сделанных с видео-кассет.

Это любопытный феномен: многие фильмы 90-х годов застыли в своем времени не только в эстетическом плане, но также сугубо в техническом. До последнего времени не был реставрирован для издания на DVD ряд замечательных картин того времени, от «Армавира» (1991, реж. Вадим Абдрашитов) до «Прорвы» (1992, реж. Иван Дыховичный).  Например, негатив «Анны Карамазофф» (1991,  реж. Рустам Хамдамов) был арестован французским со-продюссером Сержем Зильберманом по той причине, что российская сторона не выполнила своих обязательств. Сходная история приключилась и с фильмом «Гонгофер», снятом на деньги Сергея Мавроди. И зрителю приходилось довольствоваться копиями, оцифрованными с VHS – зернистыми, размытыми, с поблекшими красками. То есть зритель нулевых увидел эти фильмы глазами зрителя девяностых, который знакомился с ними по видео – прокат как таковой отсутствовал примерно до 1996 года.

Небольшой ажиотаж, который поднялся по поводу экранизации одного из ранее нереализованных сценариев А. Саморядова и П. Луцика – «Дикого поля» (2009, реж. Михаил Калатозишвили), позволяет надеяться, что когда-нибудь издатели доберутся до «Детей чугунных богов» и прочих картин, поставленных по сценариям драматургов в 90-е.

Творческая и личная судьба А. Саморядова и П. Луцика показательна для периода «потерянного кино», можно сказать, что драматурги стали наиболее яркими символами российского кинематографа девяностых. Они олицетворяли собой новую кровь русского кино, были большой надеждой на его славное будущее, писали оригинальные сценарии, которые и теперь читаются как хорошая проза. Но эти сценарии обернулись  чудовищными, полулюбительскими картинами. («У нас по три «Ники» — а за что? За плохие фильмы?» - говорил П. Луцик в одном из немногочисленных интервью.) Новой драматургии нужен был новый стиль, но за дело брались преимущественно, режиссеры-дебютанты, не имеющие опыта работы в кино.  Результат говорит сам за себя: А. Хван и Д. Евстигнеев так и не поднялись выше уровня дебютных постановок, М.  Аветиков, к счастью, больше не снимал художественных фильмов вообще.

Когда Аки Каурисмяки творил легенду о финнах, а Эмир Кустурица – о югославах, миф А. Саморядова и П. Луцика об «окраинной» России и покорителях ее столицы остался только на бумаге. («Праздник саранчи». - М.: СП «Квадрат», 1996. - 542 с.) Дополняет легенду постановка единственного фильма в истории нового российского кино, который заслужил статус «культового» («Окраина», 1998 год, реж. П. Луцик), и ранняя смерть драматургов.

А. Саморядов погиб 26 января 1994 года: разбился, перебираясь с балкона на балкон десятого этажа гостиницы «Ялта» – дело было во время Ялтинского кинофестиваля. По воспоминаниям Александра Чеботаева, близкого друга П. Луцика, он считал себя виноватым в смерти А. Саморядова. «Он мне говорил, что с девицей в номере заперся, а Лешка пьяный через балкон к ним полез, - вспоминает А. Чеботаев. – Вообще, как Леша умер, Петро как будто сломался. Тосковал сильно, много пил».  А 28 октября 2000 года П. Луцик умер во сне от остановки сердца. При желании, в этой дате можно найти еще один символ: закончилась эпоха «кино девяностых».

Это была настоящая кинематографическая «волна», выплеснувшая в относительно краткий период поток последних великих фильмов российского кинематографа. Необходимо отметить «Слугу» (1988) и «Время танцора» (1998) Вадима Абдрашитова, «Прорву» (1992)  И. Дыховичного, «Хрусталев, машину!» (1998) Алексея Германа-старшего, «День полнолуния» (1998) Карена Шахназарова, «Ой вы, гуси!» (1990) Лидии Бобровой,  «Бумажные глаза Пришвина» (1988) Валерия Огородникова.  Ценность этих фильмов не только – и не столько – социально-политическая, когда авторы получили возможность работать с темами, немыслимыми для советского кино. В первую очередь, они важны с эстетической точки зрения, поскольку каждая из перечисленных картин представляет собой смелый формальный эксперимент. Или жанровый – как в случае с фильмами «Нога» (1990) Никиты Тягунова, «Утомленные солнцем» (1994) Никиты Михалкова и «Брат» (1997) Алексея Балабанова.

Придется согласиться, что «новая российская волна», объявленная кинокритиками с появлением работ Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова, Алексея Мизгирева, Алексея Федорченко, Игоря Волошина – скорее, художественный успех отдельных картин, нежели тенденция.


Комментариев нет:

Отправить комментарий