7 октября 2011 г.

«Заражение» Стивена Содерберга: мойте руки, господа


Джуд Лоу в роли блогера без принципов и передних зубов
Стивен Содерберг – любопытный курьез в мире кинематографа. У режиссера нет своего лица, но он может, как в анекдоте про одного советского джазмена, снимать в стиле Вуди Аллена, Майкла Манна или Терри Гиллиама. (Кафка с постным лицом Джереми Айронса, который жрет пончики из пакета на пражских улицах – кошмар почище «Превращения».)

Но даже когда в бритой голове  Содерберга появляется подобие собственных идей, он не знает, что с ними делать.

«Заражение» – очередная общественно-политическая поделка с кучей вяло прописанных героев, которую снуют сквозь города и страны. Все это мы уже видели в «Сириане», например, или в более удачном «Трафике» – безэмоциональных, претенциозных триллерах на злобу дня. Только на сей раз Содерберг решил нас угостить киновикиликсом с гигиеническим уклоном. Вполне предсказуемо история о вирусе, убивающем каждого двенадцатого жителя земли, рассказана вяло, без эмоций, без саспенса и без малейшего сочувствия как к героям, так и зрителям.

А для сатиры Содерберг просто беззуб. Поэтому украинская фотомодель, преступная корпорация, нахальный и зловредный блогер, манипулирующий общественным мнением – просто картонные фигурки, расчетливо вброшенные в сюжетообразующую веганскую кашку из соображений сугубо злободневных. Впрочем, и со злободневностью темы Содерберг опоздал лет на десять.

Когда постановщик не способен манипулировать вниманием зрителя, врезаются в память какие-то совсем ненужные детали фильма. Например, ученые в костюмах как в «Космической одиссее» напряженно вглядываются в таинственный вирус. Или крупный план дверного замка с логотипом фирмы-производителя. (Когда б вы знали, из какого сора берутся деньги на кино.)  Или образ конца света по-американски: на улицах не убирают мусор, фитнес-залы пустуют, оголодавшие граждане совершенно по-матросски штурмуют продовольственные палатки. Воистину, что русскому хорошо, то американцу смерть.

В целом, «Заражение» не сказал ничего в жанре занимательной киноэсхатологии, а на фоне таких «черных» шедевров последних лет, как «Дитя человеческое» или «Дорога», он просто нелеп. Что не мешает мне сказать спасибо дистрибюторской компании «Киномания» за приглашение на пресс-показ. Но все же намекну на всякий случай, что с большим удовольствием я бы посмотрел на большом экране новые фильмы Вуди Аллена и Поланского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий