Зельда и Скотт смотрят на тебя как на пришельца из 21 века |
О том, что у Вуди Аллена открылось в Европе второе дыхание, не писал разве что ленивый, а не читал – слепой. Шестой фильм Аллена, снятый за пределами Голливуда –
«Полночь в Париже», примирит с творчеством патриарха даже киевских старшеклассниц, которые валом валят на «романтическую комедию». В экстазе продюсеры: по сборам фильм наступает на пятки третьим «Трансформерам». О киноманах нечего и говорить –
после нескольких ровных и вполне предсказуемых фильмов 75-летний Вуди Аллен показал высокий класс режиссуры, острый глаз и драматургическое изящество.
По контрасту с предыдущей работой мастера – «Ты встретишь высокого темного незнакомца», горьковатой на вкус камерной трагикомедией о старении и превратностях судьбы, «Полночь в Париже» напоминает фейерверк. Искрометный и легкий, фильм соединил в себе несколько пластов – в нем перемешаны красочный рекламный ролик, комедия положений и пародия на «костюмированное» историческое кино. Элементы, на первый взгляд, плохо сочетаются между собой. Но только не в том случае, когда вас зовут Вуди Аллен, а на носу у вас очки.
По сути, «Полночь в Париже» является рекламным фильмом, воспевающем красоты туристического Парижа и особенностей национального характера. Даже свой любимый Манхеттен режиссер не сервировал на экране с такой любовью и поэзией. А на фоне туристических красивостей вполне ожидаемо разворачивается комичная история романтических отношений молодого интеллектуала с прагматичной американкой. И вот здесь нас ожидает первый сюрприз.
Так как Вуди Аллен давно перерос амплуа романтичных невротиков, он выводит на экран свое пародийное альтер-эго. А смотреть на здоровяка-техасца Оуэна Уилсона, который копирует ужимки вудиалленовских персонажей 70-х – 80-х годов, уморительно смешно.
Второй сюрприз – ироническое переосмысление легенды о Золотом веке американской культуры.
Вуди Аллен и раньше острил по поводу мифа о Париже 20-х – например, в юморесках, изданных на русском языке в сборнике «Шутки господа».
Колония американских писателей и художников на Монпарнасе, где за одной барной стойкой Хэмингуэй мог выпивать с Коулом Портером, в фильме выглядит как очередная глянцевая туристическая открытка. Вечный «праздник, который всегда с тобой», на котором кутят навеки молодые Зельда и Скотт Фитцжеральд. Американский простак в исполнении Оуэна Уилсона находит свой Париж 20-х годов в полном соответствии с расхожими представлениями об этом времени и людях. Пьяный Хэмингуэй вечно лезет боксировать, Сальвадор Дали безумно вращает глазами и топорщит усы. А само представление о «Золотом веке» – бессмысленный миф, смущавший умы даже в наиболее «золотые» времена.
Какой разительный контраст по сравнению с такими фильмами мастера, как «Дни радио» или «Пурпурная роза Каира»! Вместо элегии и ностальгии – язвительная насмешка.
Наконец, нельзя не упомянуть, что сюжет «Полночи в Париже» является вольной адаптацией новеллы Хулио Кортасара «Другое небо». С учетом того, как эффектно Вуди Аллен выдоил «Американскую трагедию» Теодора Драйзера – истории хватило на три полнометражных фильма подряд, будем надеяться, что следующая картина также будет поставлена в Париже и на фантастический сюжет. Но если Вуди Аллен решит поставить точку в 45-летней более чем славной карьере – это будет достойная кода. В любом случае, смотреть обязательно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий