Если заглянуть в википедию, то можно узнать, что Олег Погодин
– режиссер фильма «Дом», ранее поставил сериал и полнометражку. Я помню, как ее
рекламировали, и смотреть этот фильм у
меня не было никакого желания. Во-первых, сюжет был явно позаимствован из
картины «Успеть до полуночи» Мартина Бреста, с Робертом Де Ниро в главной роли.
Во-вторых, по причине сенсационности фильма – в качестве прообраза преступного
олигарха выступил то ли Березович, то ли Абрамовский – я их так уважаю, что
даже путаю. Теперь придется посмотреть, пожалуй.
В основе истории,
рассказанной в «Доме», также лежит злободневная сенсация: расстрел большой
семьи в станице Кущевская. Но на фоне других злободневных и талантливых фильмов
этого года – «Елены» и «Мишени», сконструированных с холодной безупречностью,
«Дом» взывает к эмоциям, а не рассудку и эрудиции. Это такой себе русский
народный фильм, с непосредственной искренностью балансирующий на грани лубка.
Несмотря на то, что этот фильм сам по себе – одна большая метафора, все
морально-этические проблемы этой истории также проговариваются отчетливо и
доходчиво, прямо в лоб. Но кстати, заметьте, что Погодин показал хороший вкус:
жестокость в фильме не зашкаливает в трэш, а нагнетание эмоций не перерастает в
дурную мелодраму.
Если при СССР русское народное кино снимали режиссеры
наподобие Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая, то в наше время функции такого
кино выполняют телесериалы. То есть не авторская (все же несмотря на все
недостатки, фильмы Гайдая или Рязанова узнаются мгновенно), а максимально
стандартизированная кинопродукция. Пощелкайте в соответствующее время суток по
телеканалам: «картинку» не отличить, как, собственно, везде вы увидите
одинаковые декорации, актеров и диалоги. Проклятие полнометражного кино,
сериальная кинематография накладывает тяжелый отпечаток на режиссуру. Из-за этого сильно проигрывают такие
потенциально хорошие фильмы, как «Простые вещи» или «Громозека».
Но Олег Погодин
заведомо поставил свою картину как добротный многосерийный фильм. На это
указывают и единство времени и действия – большой дом в степи, и
разветвленные истории его обитателей, и
доходчивая образность, которую поймет даже самый неискушенный зритель, и
узнаваемые образы. Например, Ступка играет патриархального отца семейства из
«Своих», Зайченко – агрессивного резонёра из народа, каким запомнили актера по
«Такси-блюзу», Добронравов – трудного
подростка из «Возвращения», а Полухин – бригадира из «Чужой». При этом сценарий
очень плотный и очень крепкий, с кучей неожиданных деталей и шикарным финальным
твистом: динамит, хранящийся под кроватью, вполне прогнозируемо в итоге
взорвется. Но что случится потом – предсказать непросто.
Наконец, Погодин сделал форменный прорыв в жанре.
Фактически, «Дом» - это российский вестерн нового поколения. В отличие от
истерна, сконструированного Мотылем и Михалковым на основе хорошо выученных
уроков Стерджеса и Леоне, Погодин заложил основу сазерна (от South), в котором
куда сильнее ощущается традиция романов Фолкнера, нежели картин корифеев жанра
вестерн. Буду очень удивлен, если в ближайшее время не появятся подражания.
Все предпосылки для этого есть: степные пейзажи, которые здорово напоминают
пейзажи вестернов, а горячий южный характер располагает к экранному насилию.
Ну, и последнее. Продюсер фильма – Сергей Сельянов. А это
многое объясняет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий