Наверное, ни об одном фильме за последнее время не спорили
столько и так отчаянно. Но мало кто обратил внимание на то, что Андрей
Звягинцев, который определенно является надеждой на выход российского кинематографа из пресловутой жопы, с этим фильмом двинулся
вперед, выходя за рамки прежних достижений и находок.
Звягинцев впервые вышел за границы
некоего условного мира, который он убедительно конструировал в «Возвращении» и
«Изгнании». В «Елене» экранный мир во многом остается таким же условным,
нарочитый символизм режет глаз еще острее - чего только стоит кадр со сбитой
белой лошадью. Но мы наконец-то видим узнаваемую современность, и главное,
Звягинцев впервые дает оценку этой самой современности и современникам.
Фильм «Елена» важен с социальной точки зрения. С
художественной точки зрения фильм, скорее, не удался. В сценарии немало натяжек
и допущений, характеры героев (в особенности героя Андрея Смирнова)
непроработаны, в композиции фильма нет той великолепной цельности, свойственной
камерному музыкальному произведению, как это было в «Возвращении». Но «Елена» –
первый фильм Звягинцева, в котором важно не как сделан, а о чем он.
А говорит этот фильм об очень неприятных вещах. Например, о
классовой ненависти и об интеллектуальной деградации.
Обратите внимания, ни «элита», ни «люмпен» ни разу в кадре
не включил музыкальный компакт-диск, не раскрыл книгу. (Ради справедливости
отметим, что книга открывается единожды – когда готовится убийство.) И верхи, и
низы с одинаковым безразличием питаются
телевидением самого примитивного толка.
О моральной деградации персонажей говорить нет смысла – это
основа для большинства современных сюжетов. Но во-первых, в «Елене» нет
жанровой условности, здесь все предельно всерьез. Во-вторых, моральное
оправдание героини выглядит издевкой. Ее внук, которого нужно «спасать» от
армии – фактически дебилен. После службы в армии он мог бы устроиться работать
охранником или милиционером, например. А после окончания института (если
окончит), пополнит армию безработных, как и его папаша.
Папаша – первый на моей памяти кинопортрет немалой части
представителей поколения, рожденного в конце 60-х – начале 70-х годов. Не
вписавшись в новую действительность, они продолжают сидеть на шее родителей и в
наше, гораздо более благополучное время. Это мужчины, которые пьют с утра пиво
и днями напролет играют в компьютерные игры.
Последний раз настолько правдивый и жестокий образ
пресловутого «маленького человека» появлялся на экране много лет назад – в
фильме В. Пичула «Маленькая Вера». Но если в «Маленькой Вере» мы видели
уходящее поколение, то в «Елене» – не только современников, но и людей
будущего.
Последние кадры, в которых многодетное семейство люмпенов
оккупировало «барскую» квартиру, расположившись вокруг плазменного телевизора
со своими вечными орешками и пивом, а новорожденный младенец спит на «барской»
кровати, внушают предчувствие будущего социального катаклизма, к которому,
похоже, современное российское общество движется полным ходом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий