12 мая 2012 г.

Моби Дик, или белый тигр

«Белый тигр» появился очень вовремя – когда от спекуляций вокруг Дня победы тошнит, кажется уже всех, кроме госчиновников и идеологических троллей.
(Карену Шахназарову уже случалось очень точно попадать в резонанс со временем – вспомним, как он зарифмовал конец двух империй в «Цареубийце».)
А теперь появляется «Белый тигр» – очень своевременный и хорошо сделанный фильм, повергающий в ужас и ломающий все киношаблоны. Пожалуй, это первый русский фильм на тему Великой отечественной войны, который рассматривает войну с метафизической, даже мистической точки зрения. Что ставит «Белого тигра» в ряд с такими этапными военными фильмами, как «Проверка на дорогах» или «Иди и смотри».

В отличие от всех российских военных фильмов последних лет, «Белый тигр» очень достоверен, ему веришь. Актеры подобраны очень тщательно, даже массовка – это люди войны, для которых грязь, боль и смерть является ежедневной обязанностью. В Интернете накануне 9 мая выкладывали редкие военные фото, там очень похожие лица и похожие глаза. В «Белом тигре» видишь людей из 1945 года, а не сытеньких и мордатеньких метросексуалов в форме с иголочки, которые натужно изображают красноармейцев.

(Особенно приятно было увидеть на экране Виталия Кищенко, который приятно удивил в «Мишени», и снова очень хорошо сыграл в небанальном фильме.) 
Следуя этой точно и верно взятой ноте, режиссер показывает грязь и ужас войны, но натурализм не выглядит самоцелью, как в невзоровском «Чистилище» или в «великом фильме о великих усах». Если в финале «Предстояния» с печально известными «сиськами» вам тоже хотелось встать и плюнуть в экран, вы меня поймете.

В «Белом тигре» натурализм – это достоверный антураж, в котором живут и умирают герои. Причем умертвить тебя могут свои же: например, за проявленную в бою трусость. Поэтому в этом мире нет другой альтернативы, только убивать и постараться не быть убитым. И когда в ситуации ежедневного столкновения со смертью и злом необратимо меняется психика, возникает новый тип человека, живущего войной. Но этот новый тип человека перестает, собственно, быть человеком.

Вот об этих, и о многих других вещах метафорически говорится в «Белом тигре».  Но нас не должна шокировать мистика. Шахназаров высказался о войне наиболее эффектно – так, чтобы даже самый тупоголовый поедатель попкорна вышел из зала, унося этот фильм где-то глубоко внутри, пускай даже не отдавая себе в этом отчета.
Вопрос, стоило ли устраивать показы «Белого тигра» для ветеранов? Вот в этом я не уверен. (Как не уверен в финальной сцене, где Гитлер беседует с Дьяволом, но она выглядт мощной кодой, которую из оперы не выбросишь.) Но обязательно посмотрите этот фильм сами, и непременно в кинотеатре: от дуэли двух супер-танков под музыку Вагнера захватывает дух.

PS. Прочитал рецензии – кроме Юрия Гладильщикова, никто ничего не понял в том, что увидел. Спасибо и на том, что читали «Моби Дика»))

Комментариев нет:

Отправить комментарий