29 июня 2012 г.

"Шапито-шоу"

«Весь мир театр, люди в нем – актеры», - утверждал драматург. «Весь мир – кабаре», - возражал ему хореограф и режиссер. В году 2011 от РХ окончательно стало ясно, что весь наш мир – цирк-шапито, а мы в нем, стало быть, цирковые артисты. Кто клоуны, кто акробаты, кто дрессировщики, а кто – животные. И вырваться из заколдованного круга манежа - невозможно.

История вопроса

Не скрою, что имея опыт просмотра «Пыли» - предыдущей работы Сергея Лобана, я очень не хотел смотреть «Шапито-шоу». И бравурные отзывы о новом фильме не могли меня убедить – «Пыль» также нахваливали взахлеб, хотя этот фильм невозможно смотреть. Несмотря на оригинальную идею, «Пыль» - это растянутый до полного метра анекдот, который легко бы уложился в 15-минутную короткометражку. Мало того,  двухчасовый фильм целиком снят широкоугольным объективом, что само по себе невыносимо. Отдельные проблески – прекрасная бабушка, например, особенно в сцене в магазине секонд-хенда, и финальный монолог Петра Николаевича Мамонова, не спасали от скуки. Главная культурная ценность «Пыли» - это прецедент, когда безбюджетный, андерграундный фильм становится популярным и даже приносит деньги.

Но я все же посмотрел «Шапито-шоу» - и не пожалел.

О чем этот фильм?

Картина состоит из четырех новелл со «сквозными» героями, которые пересекаются между собой во всех четырех историях, так как действие всех новелл происходит одновременно в летнем Симеизе, наполненном отпускниками. В финале все герои оказываются в одной точке – горящем цирке с вывеской «Шапито-шоу», хотя действие одной новеллы простирается во времени в следующий за пожаром день.

Нарративная структура напоминает такие известные картины, как «Криминальное чтиво» и «Таинственный поезд»,  и отличается такой же тщательной проработанностью сценария. Жанрово фильм более всего близок к трагикомедии, в нем вольно сочетаются комедийные, драматические, сатирические и пародийные сцены.

Если обобщить, то каждая новелла рассказывает о попытках героев выйти за рамки своих личных возможностей и своего социального круга, и о трагикомических последствиях этих жалких, в общем-то, попыток. Каждый герой фильма исполняет песенно-танцевальный номер, который является квинтэссенцией характера персонажа или всего эпизода. А персонажи, которые населяют этот фильм, достаточно нетипичны для российского кино: двойник Виктора Цоя, глухой певец и даже блоггер – первое на моей памяти появление на экране этого героя нашего времени.

Для кого снят фильм «Шапито-шоу»?

Несмотря на сложную структуру, это фильм для всех – три с половиной часа искреннего зрительского удовольствия, даже без скидки на смыслы, которые вложили в свою картину въедливые авторы. 100% «народный» фильм, как, например, «Асса» Сергея Соловьева, наследником которой  «Шапито-шоу», в некотором смысле, является. Фильм интересен как широкому зрителю, который всегда был падок на массовое кино «с отклонениями» (вспомним парадоксальную популярность в народе непростых, в общем-то, фильмов наподобие того же «Криминального чтива» или «Потерянного шоссе»), так и прожжённому зрителю, который с не меньшим удовольствием и азартом отметит все авторские аллюзии и цитаты.

Жаль, мало кто обратил внимание, что эпизод «Уважение» - это очень злая и смешная пародия на «Возвращение» Андрея Звягинцева.

В свою очередь, тусовка, проявляющая интерес к андерграундной культуре, посмотрит этот фильм благодаря участию Петра Мамонова, Стаса Барецкого, Сергея Пахомова и Сергея Кузьменко. Кстати, Кузьменко родился в Киеве. Не тот ли это двойник Цоя, который выступал по вечерам в подземном переходе-«трубе» под Майданом Незалежности?

Ценность фильма

Если фильм «Пыль» был нарочито, подчеркнуто некинематографичен, напоминая скорее, видео-арт, чем художественное кино, то «Шапито-шоу» - наоборот, вызывающе кинематографичен. Помимо изобретательной и очень плотной драматургии (что уже, согласитесь, редкость для современного российского кино), фильм просто перенасыщен аллюзиями на фильмы Линча, Джармуша и Тарантино двадцатилетней давности, когда видимо, и формировались вкусы авторов фильма.

Но помимо набившего оскомину постмодернистского цитирования, по фильму рассыпано множество оригинальных кинематографических находок, каждый кадр наполнен смыслом, проработан до мельчайших мелочей.  Впрочем, в сети есть немало текстов, анализирующих кинематографические достоинства и недостатки "Шапито-шоу". В этом фильме мне любопытно другое – его место в (вяло) текущем кинопроцессе.

Оставаясь, по сути дела, миксом дружеского капустника и видео-арта, с одной стороны, и новаторским, полижанровым художественным фильмом с усложненной нарративной структурой, с другой стороны, «Шапито-шоу» показывает кинематографистам новые возможности для творческого самовыражения.  (Как, например, «Пыль» показала, что безбюджетное кино может быть успешным.)

А в той ситуации, в которой сейчас находится российский кинематограф, демонстрация новых возможностей для творчества сродни небольшой революции. Ведь что происходит, на самом деле?

Есть гранды, которые безуспешно догоняют и перегоняют Голливуд. И есть маргиналы, которые с рвением, достойным более осмысленного применения, досуха выдаивают идеи Тарковского и других столпов «авторского» кино. То есть российское кино страдает комплексами - с одной стороны, комплексом провинциальности, а с другой – избранности, но маргиналами, на самом деле, являются и те, и другие, потому что зрителю одинаково противно смотреть как «Предстояние», так и какого-нибудь «Бумажного солдата». Любители массовых зрелищ лучше пойдут на голливудский фильм, взыскательные зрители – скачают новые работы Каракса или Каурисмяки.

На этом безрадостном фоне выгодно отличаются разве что картины Бориса Хлебникова, который снимает фильмы о пресловутых «простых людях», причем снимает талантливо, с юмором и любовью, и для таких же «простых людей», а не синефилов, ритуально пересматривающих фильмографию Пазолини каждые три-четыре месяца. Как показали наблюдения, даже равнодушные к "авторскому" кинематографу люди откуда-то узнали о «Сумасшедшей помощи», скачали  и с удовольствием посмотрели. Потому что фильм талантливый, смешной, и близкий каждому из нас – подобная история легко могла бы произойти в соседнем дворе.

Очень хочется надеяться и верить, что «Шапито-шоу» действительно приведет к качественным сдвигам в российском кино.

Кажется, что тупиковая ситуация сдвигается с мертвой точки уже сейчас. Например, один из лучших высокобюджетных фильмов этого года –  «Белый тигр» К. Шахназарова, который, с одной стороны, очень зрелищный, динамичный и доходчивый (интересен массовому зрителю), а с другой – является новаторским в жанре военного фильма (на радость киноведам).

Кроме того, нахально и громко заявляют о себе такие малоизвестные пока широким кругам режиссеры, как Арсений Гончуков. За собственные средства он снял очень небанальную, острую и профессионально сделанную короткометражку «Конечная остановка», которая уже получила ряд призов на фестивалях. А недавно, опять же за кровные денежки, Арсений поставил полнометражный фильм.

Напоследок сострим

Кстати, этот пост написан в день сорокалетия Саманты Смит))) Вот так фантазия иногда смыкается с реальностью, как бы нас не убеждал в обратном инфернальный конферансье шапито.

Комментариев нет:

Отправить комментарий